четверг, 5 ноября 2020 г.

Видео: Маша Халикова - "Ещё один - последний - тёплый день..." (стихи, 2014)

"Ещё один - последний - тёплый день..."
(о стихотворении 2014)


Рассказать предысторию следующего стихотворения мне довольно сложно. Но мне сейчас важно это сделать. Хотя бы приблизительно, ибо ничего до сих пор не остыло, не улеглось. 
Как уже говорила, стихи этого цикла (осень 2014) обрушились на меня неожиданно. Как и стоящие за ними эмоции. За два с небольшим месяца в едином порыве было написано примерно двести стихотворений. Из них в итоговый сборник - "Цветок папоротника" (https://ridero.ru/books/cvetok_paporotnika_2/) - вошло только сто.

"Ещё один - последний - тёплый день..." (http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=461950) был первым из этой нескончаемой череды последующих стихов. 
Записывая его, я ещё и не подозревала, что потянется дальше. Были только растерянность, смятение, если не сказать шок, сопротивление, безуспешная внутренняя борьба, настойчивая потребность и желание разобрать внутренний сумбур и прийти к пониманию произошедшего.

Был конец августа. Я недавно окончила университет и только что вернулась из поездки на Чёрное море, где - стыдно признаться - в свои двадцать восемь лет побывала впервые. Впечатления этого путешествия были ещё сильны, отсюда система образов цикла. 
Стихотворение написано от мужского лица. Да, сейчас я бы, скорее всего, написала иначе. Но тогда вышло так.

На Литсовете на него есть прекрасная рецензия Елены Кабардиной (http://www.litsovet.ru/index.php/recenses.view?recense_id=25664). 
Добавлю пояснение, не лежащее на поверхности: "Земную жизнь из памяти стирая..." - это об очищении подсознания методом Хоопонопоно, которым как раз тем летом я вплотную занялась.
 
И да, это стихотворение ритмически, образами, настроением перекликается с давним "А мы втроём сидим и смотрим в дождь..." (2009, http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=266580). 
Похожее кафе, стекающие по его стеклу капли дождя, осень и серый город за окном, безнадежность внезапно обрушившегося чувства. Но энергетически подсвеченных персонажа здесь теперь только два. 

Прочитать эти строки так, как они звучат во мне, оказалось невозможным. Вероятно, потому, что эти стихи - для меня уже "классика". Они были, без преувеличения, десятки раз опубликованы во всевозможных сборниках. От частого повторения многое стёрлось. 
Вы не представляете, сколько дублей этой видеозаписи я сделала. Читала в разные дни, в разных местах: дома и на улице, в парке среди осенних деревьев и у пруда. 

Хотелось выразить сокровенное во всей полноте, чёткости. У меня это так и не получилось. Пытаться сделать лучше я больше не буду и выложу сейчас, что есть. 
Жаль ещё, что строки мои оказались близкими многим, но не тому человеку, которому они изначально предназначались. 

... 

Ещё один – последний – тёплый день. 
И всё же плащ, пожалуйста, надень. 
Люблю его за бежевость, крылатость. 
И мы с тобой отправимся гулять, 
В кафешках пить горячий шоколад. 
Жаль, что от жизни много не брала ты. 

Боль обжигает горло, дуй – не дуй. 
Не отпустить случайный поцелуй 
На целый миг, который станет веком. 
Ты и сама ещё не поняла, 
Кем ты была. Глядеть из-за стекла 
На город, в дождь – и никуда не ехать. 

Болтать, смеяться… Пальцы, кукла, нить. 
Мне ничего тебе не объяснить. 
Смотрю, как смотрят в зеркало – не в лица. 
Лишь ненадолго станет тяжелей 
От жёлтых листьев парковых аллей. 
Но вскоре всё забудется, простится. 

Морская гладь, набросок корабля, 
Пустой дворец чужого короля. 
А мне бродить, с небрежностью одетым. 
Опять один, ничем не обогрет. 
Нарисовать бы в строках твой портрет – 
И пропитать горячим южным летом. 

Ты снилась мне, а я желал всерьёз. 
Лежи себе, мечтай под стук колёс 
И ожидай обещанного рая. 
Уже черна прибрежная трава. 
И нужно быть, искать в себе слова, 
Земную жизнь из памяти стирая…
 
(27.08.2014, 20:21, г. Волгоград) 


Видеодекламация - https://youtu.be/_kHzHgAA9zQ
Также приглашаю вас посмотреть другие мои записи и фрагменты выступлений: http://www.youtube.com/channel/UCyqvQOHXyRYOhmh8EBIw4bg

Ну, и напоминаю, что стихотворение входит в сборник "Цветок папоротника" (2014) - https://ridero.ru/books/cvetok_paporotnika_2/. Самая сильная, на мой взгляд, у меня книга на данный момент. 
До 16 ноября 2020 приобрести электронную версию можно со скидкой 20%. И буду благодарна за положительные отзывы. ;-)

Комментариев нет:

Отправить комментарий